Областная детская этнографическая экспедиция «Радуга» как средство воспитания этнокультуры школьников

Исторически Оренбургский край является «зоной контакта» двух культур — азиатской и европейской, двух мировых религий — христианской и ислама, тюркских и славянских языков, что придает ей многонациональный характер: в Оренбуржье при численности 2,2 миллиона человек проживает свыше 100 национальностей.

В силу деструктивных процессов, которые происходят в ряде регионов России: выступления скинхедов, проявления антисемизма, ксенофобии, русофобии, исламофобии — это далеко не полный перечень негативных вспышек на почве политического и этнического экстремизма, не говоря уже о террористических актах в ряде городов Российской Федерации.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что неприязнь, нетерпимость к представителям других национальностей проявляет молодежь. Об этом можно судить по материалам 12-летнего социального мониторинга ВЦИОМ. По ответам на вопрос «Как вы относитесь к людям следующих национальностей?», где суммы ответом «с неприязнью, раздражением» и «со страхом и недоверием» позволяют определить иерархию негативных оценок россиян к представителям разных национальностей.

Проводимые в последние годы социологические исследования в Оренбуржье также фиксируют тенденцию к снижению терпимости и толерантности населения.

В целом же за период 2000 - 2005 гг. основная масса населения области (50 — 60 %) сохраняла внутри себя вполне терпимое отношение к инонациональной среде оренбургского социума.

Отметим, что у молодого поколения (18 — 29 лет) прослеживается весьма ощутимое нарастание негативных чувств к представителям иной национальности.

В прогнозах респондентов в 2004 и в 2005 гг. о возможности возникновения в регионе межэтнического конфликта мало что изменилось. Большая часть респондентов в 2004 г. (52 %) и в 2005 г. (51 %) давала оценку: такие события в принципе нереальны и вряд ли возможны. Около трети опрошенных допускает такой вариант развития событий, но оговаривается, что это вероятно лишь при наличии определенных условии.

Таблица 1. Частота проявления неприязненного отношения к национальности респондента в различных этнических группы в % к опрошенным.

Как часто в повседневной жизни

Вам приходилось сталкиваться с

проявлением неприязни к людям

вашей национальности?

В группе опрошенных русских

В группе опрошенных татар

В группе опрошенных казах

2003

2005

2003

2005

2003

2005

Постоянно и часто

6,0

6,0

4,0

10,0

15,0

9,0

Редко

41,0

37,0

49,0

54,0

55,

55,0

Никогда

53,0

57,0

47,0

36,0

30,0

36,0

Оренбургская область как географический центр России в течение многих веков являлась той точкой, где, по словам Н. А. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории — восточной и западной». Это та лаборатория, где в течение многих веков осуществлялся синтез культурных различных начал. Центральное положение региона обусловило то, что в нем, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтичность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д.

Однако в период обострения межнациональных, межкультурных, межэтических противоречий регионы, подобные Оренбургской области, могут стать источником напряженности всего российского общества. Именно поэтому особое значение сегодня для региона приобретает проблема формирования установок межкультурного согласия, формирования толерантности, которая в данном случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Все это предопределило в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности региональной власти национальную политику, отвечающую интересам всех национальных и этнических групп, проживающих в регионе.

Работа учреждений дополнительного образования детей по историко- национальному направлению включена в Программы реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2000 — 2005 гг. и на 2006 — 2010 гг. Возможности системы дополнительного образования детей в реализации этих программ огромны.

Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всего периода становления личности, и в какой — то мере, в течение всей жизни. Этот процесс осуществляется под воздействием множества фактов, и решающим среди них является образование.

Учитывая недостаточно эффективные традиционные методы работы в воспитании этнокультуры детей и молодежи в ОДТДМ им. В. П. Поляничко г. Оренбурга была организована областная детская этнографическая экспедиция «Радуга» как средство воспитания этнокультуры школьников, которая способствует становлению и развитию детских национальных коллективов области и проходит при поддержке Министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Для работы областной детской этнографической экспедиции создан оргкомитет из методистов, педагогов ОДТДМ им. В. П. Поляничко, специалистов — этнографов, режиссера ГТРК, оператора. В таком составе члены экспедиции выезжают в УДО, школы районов области для открытия детских фольклорно — этнографических коллективов, выявления направлений деятельности, оказания методической помощи педагогам, занимающимся воспитанием этнокультуры; проводят консультации, беседы; выявляют проблемы создания и деятельности детских фольклорно — этнографических коллективов, определяют направление их деятельности. На местах проводят этнографические телеконкурсы, отслеживая работу тех или иных детских коллективов. На примере лучших создаются видеофильмы, которые демонстрируются на телеканале «Планета», пропагандируя культуру народов многонационального Оренбуржья.

В районных УДОД работа строится на основании положения, созданного организаторами областной детской этнографической экспедиции «Радуга». Проводятся районные детские этнографические фестивали, где встречаются дети разных национальностей, рассказывают о своих обрядах и традициях, угощают друг друга национальными блюдами, играют в народные игры.

Такие праздники учат детей и подростков обретать уважение к чести и достоинству каждого народа, показывают, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, какой он человек, а не к какой национальности

принадлежит. Лучшие детские фольклорно — этнографические коллективы области ежегодно участвуют в областном детском фольклорно этнографическом фестивале «Радуга» в ОДТДМ им. В. П. Поляничко, на который приглашаются школьники г. Оренбурга.

Организаторы экспедиции считают, что через такие мероприятия происходит воспитание этнокультуры и толерантного сознания школьников.

Экспедиция проводится с учетом многонационального состава населения Оренбургской области, опираясь на модель региональной национальной политики.

Дифференциация педагогического труда становится нормой для общеобразовательных учреждений, где в едином образовательном пространстве и социокультурной среде взаимодействуют с ребенком учителя, педагоги—организаторы, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.

Так все-таки, проблемой является противоречие между необходимостью сформировать толерантную личность, способную эффективно взаимодействовать с представителями других культур в условиях поликультурного общества, и недостаточной эффективностью. традиционных средств этнокультурного воспитания, поэтому нами разработан проект.