Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание учащихся на традициях национальной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.
Воспитание учащихся на традициях национальной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре своего этноса и других народов. Оренбуржье – край уникальный не только по своему географическому расположению, но и по этническому составу населения. Исторически так сложилось, что Оренбургский край формировался как многонациональный регион. Всего на территории нашего края проживает 126 различных этнических групп, и у каждой из них (даже самой малочисленной) есть свое культурное наследие – свои традиции, жизненный уклад, свои неповторимые песни, танцы, есть различия как в языке, таки в обычаях, костюмах. У каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.
В Оренбургской области работает 480 национальных творческих коллективов различной жанровой направленности, из них 52 национальных творческих коллектива носят звание «Народный». По количеству коллективов на первом месте – татарские (232), далее численность распределяется следующим образом: башкирские (95), казахские (62), мордовские (39), украинские (32) и так далее.
Подрастающее поколение является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Праздники национальных культур стали хорошей традицией Оренбуржья. В районах и городах области прошли праздники татарской культуры (Сабантуй в Татарской Каргале), праздник башкирской культуры (в Национальной деревне), праздник казахской культуры в Орске и Оренбурге. Их программа включала в себя гала-концерты творческих самодеятельных коллективов, литературно-музыкальные вечера, конкурсы рисунков, чтецов, выставки декоративно-прикладного творчества, блюд национальных кухонь, спортивные состязания, народные игры. Все это имело одну цель – сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности.
Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» – именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения ребенка к культуре других народов.
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего края и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. В связи с этим определены следующие приоритеты в работе с детьми.
1. Формировать чувство причастности к истории своей малой Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве сохранились сведения о чертах характеров, присущих татарскому, башкирскому, казахскому народу, определены нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и духовного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к образцам национального декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального менталитета, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость). Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной, художественной, прикладной фольклорной культуры.
5. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников младшего звена и дошкольников, является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) Народные игры учат ребенка тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
6. Современные национальные праздники и обряды обогащены включением элементов народной художественной самодеятельности, они существенно отличаются от старых религиозных обрядов. Можно встретить различные формы национальных праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети разных национальностей. Это, например, такие праздники, как «Встреча весны», где детям отводится роль «закликающих»: они водят хороводы, поют частушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Издавна дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по-своему выражал свое представление о красоте.
Базовый процесс приобщения ребенка к национальной культуре в дошкольном и раннем школьном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку познать самого себя, научиться гордиться своей страной, своей малой Родиной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в национальную культуру собственного народа.
Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам, формирование толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.
Систематическая работа с детьми по данному направлению призвана способствовать созданию такой толерантной среды, которая будет востребована не только жителями конкретного города или села, но и гражданским обществом в целом.
Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana_strojkina (07.12.2015)
Просмотров: 1586 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: